Публицистическая деятельность

Гость программы - Денис Владимирович Дворников, член Общественной палаты Российской Федерации.

27.06.2013

 Григорьев: Здравствуйте! У нас в гостях Денис Владимирович Дворников, член Общественной палаты России.

Я знаю, что вы давно занимаетесь темой судов, правосудия, возглавляете общественную организацию, которая занимается этими вопросами. Вы были одним из первых, кто ввел такую форму работы гражданских активистов как твиттертаж из судов - находясь непосредственно на слушании, вы писали в Twitter. Расскажите, что собой представляет эта работа, чем она интересна?

Дворников: Это было интересно три года назад, когда я только это начинал. Я присутствовал на судебных заседаниях, которые вызывали большой общественный интерес. Мне показалось забавным, что новости, которые я выкладываю в Twitter, уже устаревают к перерыву, когда журналисты новостных лент - "Интерфакс", РИА "Новости" - начинают передавать события по телефону.

Григорьев: То есть вы оказывались быстрее?

Дворников: Да, намного быстрее, меня быстро ретвиттили.

Григорьев: То есть запускали ваши сообщения через Twitter?

Дворников: Их копировали, пользователи на своих лентах размещали мои сообщения, они расходились по сети, доходили до изданий, которые ждали звонка от своих сотрудников.

Григорьев: То есть они цитировались быстрее, чем сообщения собственных корреспондентов?

Дворников: Конечно. В наш век развитого информационного пространства человек уже не может подождать полчаса, ему нужна новость сейчас, а лучше 10 минут назад, это было востребовано.

Я в тот момент воспринимал это как интересный инструмент открытости правосудия, который позволяет объективно отражать ситуацию и пересказывать читателям то, что происходит в зале судебных заседаний: как проходит суд, какова атмосфера. Такой жанр позволяет, например, передать эмоции защиты, прокурора или самого судьи, описывать какие-то детали.

Григорьев: Я помню, что несколько лет назад поднимали тему, связанную с видеозаписью того, что происходит в судах, чтобы любой желающий через Интернет мог зайти и посмотреть, что происходит на конкретном судебном процессе. Это сделано или нет?

Дворников: Я в этом году объездил пять или шесть регионов, по крайней мере на уровне высших судебных органов субъектов федерации уже сделано - везде камеры. Причем камеры используются не только для трансляции, но и, например, для получения показаний заключенных. Предположим, кто-то сидит в СИЗО, нужно его опросить, чтобы не нагружать конвой, конвойное помещение. Современные технологии используются сейчас очень широко.

Григорьев: То есть фиксируется все, что происходит в суде, чтобы никто не мог отказаться от своих слов, сказать, что его неправильно поняли?

Дворников: Скорее это шаг в сторону журналистов.

Григорьев: Шаг в сторону открытости судебной системы для гражданского общества?

Дворников: Иногда сами стороны, участники процесса, могут это запретить, поскольку бывают личные моменты, когда трансляция не очень комфортна.

Григорьев: Когда преступления связаны с детьми, например?

Дворников: Да, некоторые вещи запрещено публично обсуждать. Бывает, что судебный процесс длительный, есть множество свидетелей, и чтобы свидетель, которому предстоит отвечать на вопросы судьи, допустим, через две недели, на следующем заседании, не мог сопоставить свои ответы с тем, что он увидел на экране - трансляция может являться инструментом недобросовестного использования информации.

Григорьев: Кто имеет доступ к видеозаписям? Кто может посмотреть, что происходит в суде?

Дворников: Здесь все по-разному. Если запись выкладывается в Интернет, то кто угодно.

Григорьев: А что выкладывается в Интернет, что нет? Как это происходит?

Дворников: Как правило, это зависит от сотрудничества с конкретным информационным агентством. Сейчас многие суды, не только Верховный суд, но и на уровне субъектов, выстраивают эффективные отношения с крупными агентствами, в частности РАПСИ (Российское агентство правовой судебной информации), с которыми совместно организуют такую трансляцию.

Григорьев: И любой желающий может через Интернет посмотреть, что происходит в зале суда?

Дворников: Да. Я знаю, что у Мосгорсуда есть хороший опыт, они чуть ли не на своем сайте организовали видеоканал. Но в основном видео выкладывается на сайтах информагентств, это вопрос сотрудничества пресс-служб с информационными агентствами…
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_06_27/Rossijskoe-pravosudie-pod-kontrolem-obshhestva-1990/