Публицистическая деятельность

Гость радиопередачи - Кирилл Викторович Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК), член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

21.03.2013

 Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостяхКирилл Викторович Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Здравствуйте!

Кабанов: Добрый день!

Григорьев: Прежде всего два слова о Национальном антикоррупционном комитете. Мы понимаем, что сейчас вопрос борьбы с коррупцией стоит очень остро. Правоохранительные органы в этом плане доходят до любых должностей. Мы знаем, что положение тех, кто замешан в коррупционной деятельности, намного хуже, они чувствуют себя достаточно неуютно. Чем занимается Национальный антикоррупционный комитет?

Кабанов: Национальный антикоррупционный комитет был создан в 1999 году по инициативе Сергея Степашина, нынешнего главы Счетной палаты РФ. Когда Степашин ушел из премьер-министров, он решил создать некую общественную организацию именно с позиции как раз анализа коррупционной ситуации (в тот момент это было актуально) и выработкирекомендаций для противодействия коррупции.

После того, как Сергей Вадимович ушел в Счетную палату, Национальный антикоррупционный комитет возглавил Николай Дмитриевич Ковалев, бывший директор ФСБ, сейчас он член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. После него главой НАК был Владислав Михайлович Игнатов, аудитор Счетной палаты. С 2005 года Национальный антикоррупционный комитет возглавляю я.

Сразу объясню, чем мы занимаемся. Есть несколько направлений нашей деятельности. Прежде всего это анализ и систематизация коррупционных практик. Коррупция - это бизнес. В принципе, любой бизнес можно развалить, если захотеть. Для того чтобы развалить любой бизнес, надо выстроить некие системные меры в каждом конкретном секторе, прежде всего оценить функционал чиновников: нужен он, не нужен, является ли он избыточным.

У нас в России, как заявляла Счетная палата, Торгово-промышленная палата в лице Евгения Максимовича Примакова, как заявлял в свое время вице-премьер правительства Алексей Кудрин, у нас 1800 избыточных функций государства. Объясню, что это значит, чтобы было понятно. Когда Дмитрий Анатольевич Медведев, еще будучи президентом, приезжал в Сингапур, он говорил: "Какая замечательная страна: нет коррупции". В Сингапуре всего 500 функций государства. А у нас 1800 избыточных функций, то есть тех, которые признаются избыточными. Я думаю, что их больше.

Избыточные функции - это "кормушки". Они специально создаются. Но надо понимать, что, к сожалению, в России существует вторая проблема - отсутствие, я бы сказал так, до конца не сформированная идеология государственной службы. Каждая реформа, которая проводилась административно, ничем не заканчивалась, потому что количество бюрократов становилось больше.

Григорьев: Насколько я знаю оценки бюрократии в зависимости от численности населения, в США на тысячу человек приходится больше чиновников, чем в России. Хотя в Советском Союзе их было меньше, чем сейчас в РФ.

Кабанов: Да, в Советском Союзе их было в 2 раза меньше. США - очень бюрократизированная страна, но с понятными процедурами. Там, например, правоохранительные органы дублируют функции. На место преступления приезжают шериф, федеральная полиция, представитель министерства юстиции и прокурор. Это уменьшает коррупционную составляющую. Это специально создавалось, потому что в 1930-е годы Америка была жутко коррумпированной страной.

Григорьев: И не только в 1930-е годы. Я вспоминаю фильмы 1970-1980-х годов. Даже был известный фильм про полицию Нью-Йорка, о том, что еще в 1980-х годах они занимались наркотиками и сопровождали грузы для мафии. То есть фактически еще недавно была крайне тяжелая ситуация. Но им удалось с ней справиться.

Кабанов: Многим странам удалось справиться с этим. Для этого должна быть идеология государственной службы и мотивация. А мотивацию тоже нужно отрабатывать. Когда мы думаем, что решим эту проблему только одними высокими заработными платами, это не совсем так. Кроме заработных плат, существуют другие социальные блага (пенсии, страховые выплаты).

 Григорьев: Идет реформа МВД. Идет, естественно, очень непросто: крайне сложно менять такой серьезный механизм, как Министерство внутренних дел. Как вы считаете, сейчас мотивации хватает? Что уже сделано и что еще нужно сделать, чтобы сформировать эту систему?..

Полная версия интервью доступна в аудиоформате.