Публицистическая деятельность

Гость программы - Антон Васильевич Коробков-Землянский, генеральный директор медиа-агентства "Легенда", член Общественной палаты Российской Федерации.

11.07.2013

 Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях член Общественной палаты, генеральный директор медиа-агентства "Легенда" Антон Васильевич Коробков-Землянский. Здравствуйте!

Коробков-Землянский: Здравствуйте!

Григорьев: Антон Васильевич, в Общественной палате вас знают как одного из тех, кто серьезно занимается проблемами Интернета. Поэтому первый вопрос такой: как вы относитесь к тому, что стали известны факты, связанные с глобальной сетью прослушки и доступа к личной почте миллионов граждан, которая была создана США и стала известна благодаря Эдварду Сноудену?

Коробков-Землянский: Речь идет не столько об электронной почте, а вообще о всех возможных персональных данных, в том числе переписке в социальных сетях, блогосфере.

Григорьев: То есть такая всеобъемлющая система?

Коробков-Землянский: Да. Здесь электронная почта - это только вершина айсберга. Я думаю, что даже та информация, которая стала достоянием общественности, - это лишь малая доля того, что мы могли бы узнать. Наверняка это глобальный комплекс слежения.

Практически любая наша активность в Сети оставляет следы. Даже когда мы просто проверяем электронную почту со смартфона или компьютера, вводим какой-то поисковый запрос, собираясь в кино или покупая билеты на самолет, мы всегда оставляем следы. За этим можно следить.

Кстати, как выяснилось, следили не только американские спецслужбы. Уже и Франция подтвердила, что применяла подобные меры мониторинга.

Григорьев: Франция, насколько я понимаю, больше следила за собственными гражданами.

Коробков-Землянский: Интернет - это же пространство Глобальной сети.

Григорьев: А в Великобритании, я слышал, действительно работал огромный центр. В прессе даже появлялись сообщения, что фактически весь трафик Интернета, вся информация записывалась. Я так понимаю, она около месяца оставалась на английских серверах для того, чтобы можно было ее дальше использовать. Фактически они копировали все, что есть, что, видимо, шло из Европы, если я правильно понимаю.

Коробков-Землянский: Мы, входя в Интернет, не показываем паспорта, гражданами какой страны мы являемся. Поэтому спецслужбы, даже говоря о том, что они, скажем так, мониторят жителей своей страны, следят за исполнением законов или, как это они обычно прикрывают, за безопасностью, это, как минимум, они следят за общением на конкретном языке.

Если говорить о российских спецслужбах, то они наверняка, как минимум, следят за русскоязычным трафиком. Это значит, что и страны СНГ сюда входят, и другие страны, где пользователи могут использовать в общении русский язык.

Если говорить о Европе и США, то сложно отследить весь трафик на английском и других европейских языках, из какой он страны. Если гражданин Америки пишет из Франции на австралийском сайте, чья это юрисдикция? Австралийская? Французская? Американская? Поэтому я думаю, что следили, скорее всего, за всеми, везде, где это было возможно.

Григорьев: Правильно я понимаю, что смартфоны, которыми мы пользуемся, фиксируют каждое наше местоположение, звонок, действие, и компании, которые имеют к ним доступ, фактически могут получить дистанционный доступ и посмотреть, где мы находились, то есть проследить наше передвижение?

Коробков-Землянский: Год назад был скандал с компанией Apple, когда выяснилось, что каждый смартфон, iPhone отправляет буквально ежеминутно информацию о местонахождении владельца с помощью GPS.

Григорьев: Куда отправляет?

Коробков-Землянский: На сервер компании Apple. Там это фиксировалось. Компания подтвердила, что они следили за пользователями, делали это анонимно, то есть, условно говоря, каждое устройство не подписывалось. Они это делали просто для удобства развития сервиса.

Григорьев: Но сейчас, зная, что компания Apple, как и многие другие, сотрудничает с американскими спецслужбами, мы понимаем, что с помощью этих устройств американцы могли отслеживать движение любого человека, наверное, сохранять эту информацию, если понадобится, найти данные за нужный период времени.

Коробков-Землянский: В принципе, по любым следам, которые мы оставляем, по SMS, по электронной почте или даже просто, когда смартфон лежит в кармане, можно проследить путь нашего передвижения, если есть функция отслеживания местоположения.

Не только, кстати, с помощью GPS. Некоторые думают, что если нет чипа GPS или ГЛОНАСС в телефоне, то вроде как за тобой следить нельзя. Можно. С помощью базовых станций все равно с той или иной долей вероятности можно проследить.

Григорьев: Имеются в виду станции, которые принимают сигнал?

Коробков-Землянский: Да, мобильной связи. Все равно примерно с точностью до нескольких метров можно понять, где ты находишься в тот или иной момент. И тут вопрос в том, какие компании за этим следят.

Мобильные компании также следят за этим. Им нужно понимать потенциальную нагрузку в каждом месте, где нужно усилить базовые станции, чтобы сигнал приема был лучше, а где это необязательно, например, в малонаселенном пункте…
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_07_11/Anton-Korobkov-Zemljanskij-Polzovateli-Interneta-rasplachivajutsja-za-udobnuju-zhizn-0686/